Часто задают вопрос о безопасности авиаперелётов. Страхи понятны, но давайте взглянем на цифры. По данным Гарвардского университета (к сожалению, доступ к источнику ограничен), вероятность крушения самолёта оценивается как 1 к 1 200 000. А вероятность стать жертвой авиакатастрофы ещё ниже — 1 к 11 000 000. Для сравнения: шанс погибнуть в автомобильной аварии – 1 к 5000. Это в тысячи раз больше!
Почему такая разница? Многоступенчатая система безопасности авиации – от строжайшего технического обслуживания и подготовки пилотов до сложнейших систем контроля за полётом – значительно снижает риски. И да, современные самолёты спроектированы так, что способны продолжать полёт даже при отказе одного двигателя. Это не значит, что нужно игнорировать меры предосторожности, но перспективы куда более оптимистичны, чем многие думают.
Что ещё важно помнить:
- Статистика – это усреднённые данные. Она не гарантирует безопасность конкретного рейса.
- Влияние человеческого фактора нельзя недооценивать. Как и в любом виде транспорта, ошибки пилотов или диспетчеров могут привести к трагедии.
- Качество авиакомпании играет роль. Выбирайте проверенные и надежные компании с хорошим послужным списком.
Советы для снижения рисков (хотя и так они минимальны):
- Избегайте полетов в нестабильных регионах.
- Обращайте внимание на новости и сообщения о безопасности авиакомпаний.
- Выбирайте прямые рейсы, сокращая число взлётов и посадок.
В заключение: бояться летать – нормально, но паниковать нет оснований. Риск погибнуть в авиакатастрофе значительно ниже, чем в автомобильной аварии. Соблюдение элементарных мер предосторожности и выбор надежной авиакомпании – вот что действительно важно.
Каковы шансы погибнуть в авиакатастрофе?
Страх перед авиакатастрофой – распространенное явление, но насколько он оправдан? Статистика неумолима: вероятность погибнуть в авиакатастрофе на коммерческом рейсе ничтожно мала – примерно 0,000001%. Это означает, что ваши шансы – 1 к 816 545 929. Проще говоря, вы гораздо вероятнее выиграете джекпот в лотерее Powerball, чем станете жертвой крушения самолета.
За годы путешествий я перелетал тысячи километров, и всегда удивлялся, насколько безопаснее авиаперелеты, чем, скажем, поездки на автомобиле. Обращайте внимание на безопасность не только в небе, но и на земле. Аккуратность при переходе через дорогу, соблюдение правил дорожного движения – вот куда важнее направить свою бдительность. Конечно, современная авиация – это высокотехнологичная и строго регулируемая отрасль, где безопасность – главный приоритет. Регулярные проверки, тренировки пилотов и техническое обслуживание сводят риск к минимуму.
Вместо того чтобы беспокоиться о маловероятном, лучше сосредоточиться на приятном предвкушении путешествия. И помните, что статистика – ваш союзник в этом случае.
Что делает пилот во время турбулентности?
Турбулентность – неизбежная часть воздушных путешествий. Опытные пилоты ведут себя в таких ситуациях предсказуемо и профессионально. Предупрежден – значит вооружен – это главный принцип. Перед вылетом они изучают прогнозы погоды, включая области возможной турбулентности. Знание маршрута – бесценно. Если пилот знаком с участками маршрута, где, например, резко меняется направление ветра на определенной высоте, он заранее информирует авиадиспетчера, чтобы тот мог скорректировать траектории других самолетов или посоветовать изменение высоты полета для минимизации воздействия турбулентности.
Но это лишь часть картины. В самой турбулентности пилот управляет самолетом, используя специальные техники пилотирования, чтобы смягчить тряску. Это включает в себя корректировки руля и элеронов, чтобы максимально стабилизировать самолет. Важно помнить, что самолеты спроектированы выдерживать значительные нагрузки, связанные с турбулентностью. Современные системы предупреждения позволяют пилотам получать информацию о турбулентности в режиме реального времени, позволяя им принимать проактивные меры.
Интересный факт: различные типы турбулентности требуют разных подходов. Например, конвективная турбулентность, связанная с тепловыми потоками, часто предсказуема, в то время как чисто «срезающую» турбулентность, связанную с струйными течениями, прогнозировать сложнее. Пилоты, благодаря своему опыту и профессионализму, умеют распознавать различные типы и эффективно реагировать на них.
Каков шанс попасть в авиакатастрофу?
Вероятность погибнуть в авиакатастрофе, как пассажиру, ничтожно мала – примерно 1 к 8 миллионам. Это значит, что если бы вы каждый день летали на разных рейсах, вам потребовалось бы около 21 тысячи лет, чтобы статистически попасть в катастрофу. Конечно, это всего лишь статистика, и она не учитывает множество факторов, влияющих на безопасность конкретного рейса.
Однако, стоит помнить о некоторых важных моментах:
- Статистика усредняет данные по всему миру. Уровень безопасности авиаперевозок значительно варьируется в зависимости от авиакомпании, возраста самолета, региона полета и многих других факторов.
- Более высокая вероятность несчастных случаев, как ни странно, существует вблизи аэропортов, во время взлета и посадки.
- Важно выбирать надежные и проверенные авиакомпании с хорошей репутацией в плане безопасности. Обращайте внимание на возраст самолетов и отзывы.
Некоторые интересные факты:
- Гораздо выше вероятность погибнуть в автомобильной аварии, чем в авиакатастрофе.
- Современные самолеты оснащены множеством систем безопасности, призванных минимизировать риски.
- Регулярные проверки и техническое обслуживание играют ключевую роль в обеспечении безопасности полетов.
В итоге, несмотря на статистическую вероятность, всегда разумно быть осведомленным о мерах безопасности и выбирать надежные варианты перелета.
Какой самолет чаще всего падает?
Вопрос о том, какой самолет чаще всего падает, не имеет однозначного ответа. Статистика авиакатастроф сложна и зависит от множества факторов, включая возраст самолета, техническое обслуживание, погодные условия и человеческий фактор. Говорить о том, что конкретная модель «чаще всего падает», некорректно, важнее анализировать показатели безопасности на единицу летных часов.
Однако, рассмотрим некоторые модели, фигурирующие в крупных авиакатастрофах с большим количеством жертв (1974-2025):
- Boeing 747: Эта легендарная модель, «королева небес», имеет внушительный послужной список, и, естественно, в истории зафиксированы крупные катастрофы с её участием. Например, катастрофа на Канарских островах в 1977 году (583 жертвы) и еще одна в Японии в 1985 году (520 жертв). Важно понимать, что это связано с большим количеством летных часов этих самолетов на протяжении многих лет.
- Ил-76: Этот советский/российский транспортный самолет также присутствует в списке крупных катастроф. Его многоцелевое применение, включая военные операции и перевозки грузов в сложных условиях, может влиять на статистику.
- DC-10: Эта модель, хотя и снималась с производства, также имеет в истории крупные катастрофы, что подчеркивает важность регулярного обслуживания и соблюдения стандартов безопасности.
- Boeing 737: Наиболее распространенная модель в мире. Количество катастроф относительно огромного парка 737-х не является чрезвычайно высоким. Одна из самых крупных катастроф произошла в 1985 году над Атлантикой (329 жертв).
- Boeing 777: Несмотря на относительную молодость модели, катастрофа над Украиной в 2014 году (298 жертв) стала трагическим событием.
- Airbus A300: Еще одна модель, участвовавшая в крупной катастрофе, произошедшей в Японии в 1994 году.
Важно помнить, что число жертв в конкретной катастрофе не всегда точно отражает безопасность самолета. Для более объективной оценки необходимо анализировать данные по количеству катастроф на единицу летных часов для каждой модели.
Список крупнейших катастроф не является полным и не должен использоваться для оценки общей безопасности конкретной модели самолета.
Что чаще разбивается, самолет или поезд?
Вопрос о том, что чаще разбивается – самолет или поезд – не так прост, как кажется. Статистика, хотя и сухая, говорит о другом. Железнодорожные аварии, к сожалению, происходят чаще, чем авиакатастрофы.
Данные Бюро транспортной статистики США (BTS) за 2010-2019 годы показывают, что показатель смертности на миллион пассажиро-миль для поездов составлял 0,31. Это означает, что на каждый миллион пассажирских миль, пройденных поездами, погибало 0,31 человека. Для сравнения: в авиации этот показатель был в десятки раз ниже – всего 0,002.
Однако, не стоит делать поспешных выводов. Эти цифры отражают вероятность гибели на единицу пройденного расстояния. Важно помнить о масштабах. Ежедневно миллионы людей пользуются железными дорогами, тогда как авиаперелеты совершают значительно меньше пассажиров.
Более того, существует разница в типах происшествий. Железнодорожные аварии часто происходят из-за столкновений, схода с рельсов, а также проблем с инфраструктурой. Авиакатастрофы, как правило, связаны с техническими неисправностями или человеческим фактором, носят более масштабный характер.
Интересный факт: многие факторы влияют на безопасность путешествий.
- Длина маршрута: Чем длиннее поездка, тем выше вероятность инцидента, независимо от вида транспорта.
- Возраст и состояние техники: Современные самолеты и высокоскоростные поезда имеют более высокий уровень безопасности, чем более старые модели.
- Регион путешествия: Уровень безопасности может сильно варьироваться в зависимости от страны и региона.
В итоге, хотя статистика указывает на большую частоту железнодорожных аварий, риск гибели при авиаперелете на единицу пройденного расстояния значительно ниже. Важно понимать контекст и относительность данных.
страшно ли летать на самолете?
Страх перед полетом – распространенное явление, хотя объективно это один из самых безопасных способов передвижения. Статистика неумолима: вероятность погибнуть в авиакатастрофе в 595 раз меньше, чем в ДТП. Парадокс в том, что мы гораздо больше боимся самолетов, чем автомобилей, вероятно, из-за того, что потеря контроля над ситуацией на высоте ощущается острее.
Что помогает справиться с аэрофобией?
- Хорошая подготовка: Высыпайтесь перед полетом! Усталость усиливает тревожность. Заранее выберите место в салоне – место у иллюминатора часто помогает чувствовать себя спокойнее.
- Знание – сила: Почитайте о том, как устроен самолет, о мерах безопасности, о статистике авиаперелетов. Информация рассеивает мифы и помогает лучше понять процесс.
- Техники релаксации: Перед полетом и во время него практикуйте глубокое дыхание, медитацию или слушайте успокаивающую музыку. Есть специальные приложения для смартфонов, помогающие справляться со стрессом.
Еще несколько советов бывалого путешественника:
- Выбирайте проверенные авиакомпании: Репутация авиакомпании – важный фактор безопасности. Изучите отзывы и рейтинги.
- Следите за новостями: Будьте в курсе погодных условий в пунктах отправления и назначения. Не стесняйтесь связаться с авиакомпанией, если есть сомнения.
- Займите себя во время полета: Книга, фильм, игры – все это отвлечет от тревожных мыслей. Загрузите развлекательные материалы заранее.
Помните: большинство страхов – это игра нашего воображения. Рациональное мышление и подготовка помогут вам сделать путешествие комфортным и безопасным.
Можно ли упасть при турбулентности?
Падение при турбулентности – вопрос степени. Лёгкая турбулентность – это просто небольшая тряска, можно спокойно ходить. Умеренная – тут уже лучше пристегнуться, потому что незакреплённые вещи точно упадут, а передвигаться будет сложно. Сильная турбулентность – это серьёзно, непристёгнутый пассажир рискует получить травмы. Важно помнить, что даже при лёгкой турбулентности лучше пристегнуться – это во-первых, комфортнее, а во-вторых, предотвратит неожиданные падения. Кстати, турбулентность чаще всего случается на высотах от 3 до 7 километров, а её причины могут быть разные: погодные условия (грозовые облака, струйные течения), рельеф местности. Интересный факт: пилоты стараются обходить зоны турбулентности, но полностью избежать её невозможно. Поэтому, пристегнувшись, вы застрахуете себя от неприятностей. Запомните: пристёгивайтесь всегда, когда вы сидите!
Сколько в год гибнет в авиакатастрофе?
В среднем, ежегодно гибнет очень мало людей в авиакатастрофах, если сравнивать с другими видами транспорта. Цифры 2025 года — 299 жертв — иллюстрируют это. Хотя количество происшествий может варьироваться (86 в 2019 году против 40 в 2025), большинство инцидентов обходятся без человеческих жертв. Важно понимать, что статистика учитывает крупные пассажирские рейсы. В общей статистике по всем видам авиации числа будут выше, но всё равно остаются невероятно низкими по отношению к количеству перевезенных пассажиров. Это говорит о высокой безопасности авиаперелетов. Для сравнения, статистика ДТП значительно выше. Перед полетом всегда полезно проверить рейтинг авиакомпании по безопасности (многие сайты предоставляют такую информацию), но в целом, страх перед полетами часто преувеличен по сравнению с реальным риском.
В каком случае самолет может упасть?
Самолет, эта стальная птица, падает, увы, нередко. За сорок лет путешествий я повидал многое. Причины? Их несколько, и все они требуют пристального внимания.
Ошибка человеческого фактора – это самое распространенное. Не только пилоты, но и вся команда, от бортмеханика до стюардессы, несет ответственность.
- Усталость пилотов, недосып – критическая проблема, особенно на дальних рейсах.
- Неправильная оценка ситуации, несоблюдение процедур – результат плохой подготовки или стресса.
- Неэффективная коммуникация между членами экипажа.
Технические неполадки – система самолета невероятно сложна. Даже мельчайший сбой может привести к катастрофе. Регулярное техническое обслуживание – это вопрос жизни и смерти.
Погода – это стихия, которую нельзя игнорировать.
- Турбулентность, обледенение, сильные ветры, грозы – все это может сделать полет опасным, а порой и невозможным.
- Важно помнить, что даже опытный пилот не всегда может справиться с капризами природы.
Важно помнить: безопасность полетов – результат сложной работы множества людей, а не только пилотов. Техника, тренировка, строгое соблюдение правил – вот залог успешного полета.
Безопасно ли летать, если я боюсь?
Страх полетов – распространенное явление, и он совершенно понятен. Но важно помнить: авиаперелеты невероятно безопасны. За всю свою жизнь я объездил десятки стран, и ни разу не столкнулся с чем-то, даже отдаленно напоминающим авиакатастрофу. Статистика подтверждает: вероятность попасть в авиационное происшествие ничтожно мала. Возможно, частое освещение подобных новостей в СМИ создает искаженное представление о реальном уровне риска. На самом деле, автомобильные поездки, например, статистически опаснее. В самолете работают высококвалифицированные пилоты и инженеры, а системы безопасности тщательно проверяются. Если вы боитесь, попробуйте сосредоточиться на приятных моментах предстоящего путешествия – новых впечатлениях, встречах, захватывающих видах из иллюминатора. Помните, миллионы людей летают каждый день, и подавляющее большинство из них приземляются благополучно. И я в их числе, и снова и снова выбираю небеса для своих путешествий.
Когда была последняя авиакатастрофа в России?
Последняя крупная авиакатастрофа на территории России, которая глубоко врезалась в память, произошла в ночь на 19 марта 2016 года в Ростове-на-Дону. Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai, рейс FZ981 из Дубая, разбился всего в 250-300 метрах от взлетно-посадочной полосы. Все 62 человека на борту – 55 пассажиров и 7 членов экипажа – погибли. Трагедия произошла в сложных метеорологических условиях, что, как выяснилось позже, сыграло значительную роль в катастрофе. Расследование выявило ряд факторов, включая ошибки пилотирования и неадекватную реакцию на сложную ситуацию. Это событие подчеркнуло важность тщательной подготовки пилотов к полетам в неблагоприятных условиях и необходимость постоянного совершенствования систем безопасности авиаперевозок. Стоит отметить, что подобные трагедии, к сожалению, служат уроком для всей отрасли, приводя к улучшению процедур и технологий, призванных минимизировать риск подобных событий в будущем. Более детальное изучение обстоятельств катастрофы позволило внести изменения в правила и регламенты, касающиеся подготовки экипажей и управления воздушным движением.
Насколько вероятна авиакатастрофа в 2025 году?
Статистика, которую я изучил, показывает, что 2025 год, по крайней мере, на начальном этапе, оказался довольно спокойным в плане авиационных происшествий. Обычно в январе и феврале происходит около 20 смертельных авиационных инцидентов в месяц, по данным NTSB (Национального совета по безопасности на транспорте США). Важно понимать, что это усреднённые данные, и реальная ситуация может колебаться из года в год. Не стоит забывать о региональных различиях: уровень безопасности полетов сильно зависит от страны и авиакомпании. Перед планированием путешествия всегда стоит проверить рейтинг безопасности авиакомпании и почитать отзывы других путешественников. Внимательно изучите страховой полис, включены ли в него риски, связанные с авиаперелётами. Нелишним будет узнать о мерах безопасности, принятых в аэропорту вылета и прилета. Запомните, что бдительность и информированность – лучшие союзники в путешествии. Даже при статистически низком риске, соблюдение правил безопасности минимизирует возможные риски.
Безопасно ли летать сейчас, в 2025 году?
Конечно, сообщения о более чем ста авиационных происшествиях в США в 2025 году, согласно отчету NTSB, звучат тревожно. Но статистика обманчива. Важно понимать, что абсолютное число происшествий не говорит о реальном уровне безопасности. Количество рейсов ежегодно колоссально, и процент несчастных случаев остается невероятно низким, если сравнивать с другими видами транспорта.
Факторы, влияющие на безопасность полетов:
- Технологический прогресс: Самолеты постоянно совершенствуются, системы безопасности становятся надежнее, а пилоты проходят более тщательную подготовку.
- Строгие нормы и регламенты: Международные стандарты безопасности в авиации — одни из самых строгих в мире. Регулярные проверки, техобслуживание и контроль соблюдения правил играют ключевую роль.
- Опыт и профессионализм: Экипажи проходят серьезную подготовку, регулярно проходят тренинги и симуляции различных сценариев, что позволяет им реагировать на нештатные ситуации эффективно. За мои десятки посещенных стран, я наблюдал высочайший уровень профессионализма в работе авиационных команд.
Важно отметить, что большинство авиационных происшествий связаны с человеческим фактором (ошибки пилота, технический персонал) или погодными условиями. Однако современные системы предупреждения и контроля позволяют минимизировать риск.
Несмотря на тревожные заголовки, эксперты подтверждают: летать безопасно. Риск погибнуть в авиакатастрофе остается крайне низким. Сравнивая статистику авиационных и автомобильных происшествий, разница очевидна: летать значительно безопаснее.
- Подумайте о масштабах: сотни миллионов пассажиров ежегодно безопасно достигают пункта назначения.
- Не поддавайтесь панике: фокусируйтесь на фактах и объективной оценке риска.
- Выбирайте надежных авиакомпаний с хорошей репутацией и современным парком самолетов.
В какой авиакомпании больше всего смертей в авиакатастрофах?
Вопрос о том, в какой авиакомпании больше всего смертей в авиакатастрофах, сложен и требует уточнений. Если учитывать только авиационные происшествия в воздухе, то картина будет иной, чем если включить в статистику и наземные инциденты. Данные о количестве погибших сильно варьируются в зависимости от источника и методики подсчета. Многие забывают о масштабе авиаперевозок каждой компании, поэтому анализ должен учитывать и пассажиропоток.
Однако, нельзя не упомянуть American Airlines, поскольку именно эта авиакомпания невольно оказалась в центре трагедии 11 сентября 2001 года. Крушение рейсов 11 и 77, захваченных террористами, и последующая катастрофа рейса 587, стали причиной гибели около 2000 человек. Это, безусловно, ужасающая цифра, но важно понимать, что это были исключительные события, вызванные террористическими актами и, в случае рейса 587, техническими проблемами, связанными с потерей управления.
Важно подчеркнуть, что статистика смертности в авиации в целом демонстрирует невероятную безопасность воздушных путешествий. Авиакомпании постоянно работают над повышением безопасности полетов, внедряя новые технологии и совершенствуя процедуры. Поэтому, хотя случаи авиакатастроф и существуют, вероятность погибнуть в авиационной аварии остается крайне низкой.
Поиск информации о безопасности авиакомпаний – полезная практика для опытных путешественников. На сайтах авиационных регуляторов, таких как FAA (США) или EASA (Европа), можно найти данные о безопасности разных авиакомпаний, включая отчеты о происшествиях. Однако стоит помнить, что одна катастрофа, даже с большим числом жертв, не обязательно указывает на низкий уровень безопасности авиакомпании в целом.
Можно ли выжить при крушении самолета?
Крушение самолета – сценарий, внушающий ужас, но статистика неожиданно обнадеживает. Специалисты оценивают вероятность выживания пассажиров примерно в 80%. Конечно, это усредненное значение, зависящее от множества факторов: типа самолета, характера аварии, скорости и места падения, а также быстроты и эффективности спасательных служб. Ключевую роль играет место посадки – приземление на мягкий грунт существенно увеличивает шансы на выживание по сравнению с жёсткой поверхностью или водой.
Важно понимать, что эти 80% – это не гарантия. На практике выживаемость сильно варьируется от случая к случаю. Многие факторы, включая правильную подготовку пассажиров, могут повлиять на результат. Знание правил безопасности на борту, способность быстро реагировать на нестандартные ситуации и следование инструкциям экипажа – вот что действительно может спасти жизнь.
Запомните: перед взлетом обязательно ознакомьтесь с инструкцией по безопасности, обратите внимание на расположение аварийных выходов и изучите процедуры эвакуации. В случае аварийной ситуации сохраняйте спокойствие, следуйте указаниям бортпроводников и действуйте быстро, но без паники. Помните о важности пристегивания ремней безопасности – это первое правило безопасности на борту любого самолёта.
Мой многолетний опыт путешествий показал, что страх перед авиаперелетами часто преувеличен. Статистика подтверждает, что авиаперелеты остаются одним из самых безопасных способов передвижения. Однако, знание основных правил безопасности и готовность к неожиданностям – залог успешного и безопасного путешествия.
Какая авиакомпания реже всего терпит крушение?
Безопасность в небе — вопрос первостепенной важности для любого путешественника, особенно если, как и я, вы объездили десятки стран. Изучая статистику авиационных происшествий, я обратил внимание на рейтинг AirAdvisor Airline Safety Score. В 2025 году абсолютными лидерами по безопасности, согласно этому рейтингу и данным IATA, стали Alaska Airlines, Allegiant Air, American Airlines, Hawaiian Airlines, Southwest Airlines, Spirit Airlines и United Airlines. Ни одна из этих компаний не зафиксировала ни одного инцидента. Это впечатляющий результат, особенно учитывая огромные объемы перевозок, которые осуществляют эти авиаперевозчики. Важно помнить, что абсолютная безопасность в авиации — это миф, но выбор авиакомпании с безупречной статистикой, безусловно, повышает ваши шансы на спокойный и комфортный перелет. Кстати, обратите внимание на географическое расположение этих авиакомпаний – большинство из них базируются в США, что косвенно может говорить о высоких стандартах безопасности, принятых в американской авиационной индустрии. Однако, перед полетом всегда полезно проверить актуальную информацию о выбранной авиакомпании на независимых ресурсах, так как ситуация может меняться.
Страшно ли летать в самолете?
Страшно ли летать? Задайте себе этот вопрос перед первым полётом – совершенно естественно. Многие испытывают беспокойство, особенно новички. Но страх – это всего лишь эмоция, которую можно и нужно контролировать.
Моя статистика: За годы путешествий я провел в воздухе сотни, если не тысячи часов. И скажу вам: статистика безопасности авиаперелетов ошеломляюще высока. Самолеты – один из самых безопасных видов транспорта.
Что помогает справиться с волнением:
- Подготовка: Заранее изучите маршрут, ознакомьтесь с аэропортом прибытия и отправления. Это снизит уровень неопределенности.
- Комфорт: Удобная одежда, наушники с любимой музыкой или аудиокнига – создайте себе комфортную атмосферу.
- Информация: Почитайте о принципах полета, о том, как устроены самолеты. Знание успокаивает.
- Дыхательные упражнения: Простые техники дыхания помогут снизить уровень стресса во время взлета и посадки – самых «нервных» этапах.
Факты, которые стоит знать:
- Тубулентность – обычное явление, не представляющее опасности. Это всего лишь колебания воздуха.
- Современные самолеты оснащены передовыми системами безопасности, многократно дублирующими друг друга.
- Пилоты – высококвалифицированные специалисты, прошедшие тщательную подготовку.
В итоге: Да, первый полёт может быть волнительным, но это столь же захватывающее и невероятное приключение, которое стоит пережить. Не позволяйте страху управлять вашей жизнью – откройте для себя мир!
Почему самолет не упадет?
Представьте себе мощный горный поток – это как двигатели самолета. Они выталкивают огромные массы воздуха, точно так же, как река несет валуны вниз по течению. Только вместо воды – воздух, а вместо валунов – сам самолет.
Этот поток воздуха, создаваемый вращающимися пропеллерами (или реактивными двигателями – там принцип немного другой, но суть та же: движение вперед за счет выброса массы), обеспечивает поступательное движение. А подъемная сила крыльев, которая возникает из-за разницы давления воздуха над и под крылом (как парус на ветру, только сложнее), уравновешивает вес самолета. Если эти силы равны – полет горизонтальный, ровный, как движение по хорошей горной тропе.
Кстати, интересный факт: подъемная сила зависит от скорости полета. Поэтому самолет и нужно разгонять до определенной скорости на взлете – иначе он просто не поднимется в воздух, как камень, брошенный недостаточно сильно вверх.
И еще: постоянное движение вперед – это жизненно важно для самолета. Только благодаря этому движению поддерживается подъемная сила крыльев, подобно тому как, чтобы идти вверх по крутому склону, нужно постоянно прилагать усилия.